Театр «Габима»
Цемах и Менахем Гнесин собрали в 1912 году любительскую труппу «Ивритская драматическая труппа», или «Ха-лахака ха-драматит ха-иврит». В скором времени она поставил «Вечный странник» («Ха-нодед ха-ницхи») О.Дымова. Режисером был И.Бертонов, а правильным произношением актеров занимался Цемах. В Вене в 1913 году перед участниками 11-го Сионистского конгресса актеры сыграли эту пьесу. Зрители прохладно восприняли действо, одной из причин такого приема было то, что пьесу играли всего два раза. Но отзывы критиков были положительными.
Теарт «Габима» был создан в Москве в 1917 году. Основателями были учитель иврита Наум Цемах, влюбленный в театр, Менахем Гнесин и Хана Ровина. Через несколько лет Хана получила звание «первой дамы театра».
«Диббук» был первой пьесой, которую поставили в театре «Габима». Этот спектакль очень популярен в Израиле и за рубежом, где его показывали уже больше 40 лет. В первое время существования «Габимы» ставились оригинальные пьесы, которые были написаны специально для театра, но кроме этого ставилось и много переводных вещей.
В 1922 году основная часть актеров театра «Габима» вернулись на родину в Палестину в следствии репатриации. В этой стране и продолжилась деятельность театра. Театр «Габима» стал Национальным государственным театром Израиля в 1958 году.
«Габима» многие годы ставил знаменитые классические и современные произведения и не имел конкурентов в этой области. Но в 1945 году в Тель-Авиве создали еще один театр – «Камери».
«Камери» был первым городским театром в Израиле. Он стал местной, исконно израильской альтернативой «Габиме». Актеры театра «Камери» были моложе, чем у конкурента, иврит свободнее, а на спектакли все меньше оказывало восточноевропейское влияние, характерное «Габиме».
Даже сейчас эти два театра кардинально отличаются друг от друга. «Габима» все также ставит мировую классику, пьесы израильских мастеров, адаптации современных произведений Америки и Европы. «Камери» же заостряет внимание на актуальных общественных и политических проблемах израильского общества, подчеркивает театральную смелость и новаторство, которые стоят здесь на первом месте.