Священные еврейские города: Цфат
Общеизвестным фактом является то, что у последователей иудаизма четыре священных города. Это Иерусалим, Тверия, где находятся могилы законоучителей Бен-Закая, Рамбама, Акивы, а также Хеврон – город, где находится пещера Махпела с похороненными в ней праотцами. А четвертый город – Цфат.
Факты и легенды
Располагается Цфат на горе Кнаан в Верхней Галилее (это около 900 метров над уровнем моря) и является центром данной исторической области. На запад от города, в 48 километрах, находится побережье Средиземного моря и Акко. Говорят, что в ясную погоду отсюда даже можно увидеть море. В 40 километрах южнее располагается Тверия. А на севере виднеется снег на вершине горы Хермон.
Цфат располагается в землях еврейского колена Нафтали. Существует предположение, что название священного еврейского города пошло от ивритского слова «цафа», что означает «наблюдал». Историческим подтверждением является факт, что в древние времена здесь был наблюдательный пункт и даже целая крепость, которая имела важное стратегическое значение. Упоминаний о Цфате в «Танахе» нет, но имеются таковые в работах I века нашей эры Иосифа Флавия, римского историка еврейского происхождения.
Цфат в Иерусалимском Талмуде значится как место, где во время Второго Храма зажигали огни, которые являлись напоминанием о наступающих еврейских праздниках и начале месяца. После разрушения Иерусалимского Храма в Цфат перебрались Пашхур и Яким, известные семейства коэнов.
История города
В Галилее крестоносцы появились в конце XIвека и, оценив удобное местоположение, в 1102 году построили здесь крепость.
Амальрик I, христианский король, передал Цфат тамплиерам. В декабре 1188 года войска Салах ад-Дина захватили Цфат. Эмир Дамаска в 1240 году передал город крестоносцам, и он попал во владения Тевтонского ордена, а в 1257 году снова вернулся тамплиерам.
В 1266 году началась осада Цфата войсками султана Бейбарса. После месяца сопротивления город был захвачен. Цфат сделали центром мамлюкской провинции.
В 1516 году Цфат, как и другие священные еврейские города, захватили турки-османы. После того, как город стал частью Османской империи, благосостояние его горожан начало расти. Он превратился сначала в большой торговый, а затем и промышленный центр. В 1577 году здесь появилась первая типография на территории современного Израиля.
Нынешнее положение
Современный Цфат так и остается важнейшим центром религиозной жизни. Здесь есть большие общины бреславских и любавичских хасидов. Есть здесь и религиозные училища-иешивы. Ко старому кладбищу Цфата постоянно приходит большое количество паломников приверженцев иудаизма.
В Цфате есть две старинные синагоги Ари (ашкеназская и сефардская), синагога рабби Иоссе а-Банная, где находится могила этого законоучителя.
В Цфате большое количество разнообразных художественных мастерских и салонов. Каждый год в городе проходит фестиваль еврейской музыки клезмер.